Канонические праздники
Праздник жертвоприношения: ид ал-адха
Ид ал-адха, известный в тюркских языках как курбан-байрам, считается главным мусульманским праздником. Он является частью обрядов хаджа и отмечается мусульманами всего мира 10-го зу-ль-хиджжа, когда паломники, совершающие хадж, приносят в жертву животных в долине Мина в память о том, как Ибрахим готов был принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила, преданно служа Господу. Бог испытал Ибрахима, остановил занесенную им над сыном руку и послал ему белого агнца, который и был заклан в жертву Всевышнему.
Совершение паломничества доступно далеко не каждому правоверному человеку, так как оно сопряжено со значительными трудностями и расходами. Поэтому заклание жертвенного животного, как важную часть обрядов хаджа, ислам предписывает совершить каждому мусульманину, где бы он ни оказался в этот день.
Таким образом, не только паломники, совершающие хадж, но и все свободные мусульмане, имеющие на это средства, должны в этот день, 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа, принести в жертву животное. Обычно один человек приносит в жертву одного барана, но иногда мусульмане объединяются и приносят в жертву быка или верблюда - одного за несколько (до десяти) человек. Животное должно быть установленного возраста: верблюд не моложе пяти лет, бык или коза - не моложе одного года, овца - не моложе семи месяцев. Жертвенные животные не должны иметь изъянов.
Мусульманин, приносящий жертву, должен три раза произнести такбир, т.е. трижды произнести молитвенную формулу Аллаху акбар ("Аллах велик!"). Такбир пять раз произносится во время каждой молитвы. Кроме того, он обязателен для произнесения каждый раз, когда по мусульманским правилам режется скот, мясо которого предназначено в пищу. Затем следует сказать басмалу - молитвенную формулу бисмиллахи рахмани рахим ("Во имя Аллаха милостивого и милосердного") и снова трижды повторить такбир. После этого читается молитва "ал-ан-наби" (славословие Пророку). Прочитав положенные молитвы, мусульманин поворачивается лицом к кибле и просит Аллаха принять жертву.