Одежда
Ваша одежда должна быть чистой и аккуратной, а также удобной и не стесняющей движения. Вместе с тем, не рекомендуется надевать на собеседование джинсы, свитер, кроссовки. Наиболее удачным вариантом для молодых людей является костюм, светлая рубашка, галстук. Для девушек — юбка и белая блузка или же строгое платье. Впрочем, если ваша будущая работа и требования организации не предполагают строгого стиля в одежде, можно одеться и более демократично.
Прическа
Особое внимание следует обратить на прическу: волосы должны быть чистыми и аккуратно подстриженными. Длинные волосы у девушек следует аккуратно уложить. Косметика
Будьте осторожны при выборе косметических средств. Резкий запах духов или туалетной воды может вызвать у собеседника негативную реакцию. Девушкам не рекомендуется использовать яркий макияж и маникюр.
Предварительное знакомство
Очень важно провести предварительное знакомство с организацией, в которую вы хотите трудоустроиться. Это даст вам возможность чувствовать себя во время встречи более уверенно и позволит подготовить конкретные вопросы к работодателю. Если это крупная организация, ознакомьтесь с ее продукцией или услугами. Наверняка вам попадутся на глаза рекламные проспекты или статьи об этой компании. Информацию же о небольшой фирме можно получить, побеседовав с людьми, которые работали или работают в ней.
Самодисциплина
Нельзя опаздывать на собеседование — в глазах работодателя это будет характеризовать вас как необязательного человека с грузом проблем. Поэтому следует заранее уточнить место расположения компании и продумать маршрут. Если вы прибудете в назначенное место за 7-10 минут до встречи, получите возможность собраться с мыслями и освоиться в окружающей обстановке.
Собранность
Прежде чем войти в кабинет, справьтесь с волнением. Лучший способ — на время переключить свое внимание на какой-нибудь посторонний предмет или закрыть глаза и подумать о чем-нибудь приятном. Или просто сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Поведение на собеседовании
Приветливо поздоровайтесь и представьтесь. Удобно сядьте на стул, который вам предложат. Ваша поза должна выражать уверенность и открытость.
Осанка. Необходимо контролировать свою осанку: при ходьбе, сидя или стоя. При хорошей осанке спина должна быть выпрямлена, голова поднята. Не нужно ходить скованно или слишком развязно. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно. Если вы сидите за столом, то можете положить свои документы на стол — но ни в коем случае не прислоняться к нему и не класть на него руки. Даже сидя вы должны сохранять прямую осанку, сидеть прямо, в подтянутой, и в то же время свободной позе. Если вы сидите в кресле — за столом или без него — не кладите ногу на ногу и не сцепляйте руки на коленях. Сидите свободно, игнорируя спинку и подлокотники, задвинув ноги несколько назад и прижав пятки к полу.
Может случиться так, что вам придется сидеть в мягком кресле, грозящем совершенно поглотить вас. В этом случае сядьте на край и несколько наклонитесь вперед.
Жесты. Сжатый кулак выражает враждебность, тогда как открытая ладонь — это приветствие и открытость. Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, помня о том, что на публике эти привычки могут только усилиться (например, обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев).
Чтобы не произвести плохого впечатления, не следует:
выглядеть побежденным, сгорбленным, нахмуренным, с опущенной головой и взглядом исподлобья;
сидя, откидываться назад со скрещенными ногами;
нервно потирать руки;
игнорировать окружающих;
выглядеть безразличным и угрюмым;
смотреть в пол;
теребить платок, ручку или очки;
ритмически постукивать или качать ногой;
глядеть в пространство, откровенно скучать, ерзать;
теребить волосы, зачесывать их рукой назад или постоянно убирать их с глаз;
зевать, жевать резинку или собственную нижнюю губу;
отстраняться от слушателя.
Рассказ о себе
Расскажите немного о себе. В чем причина вашего ухода с предыдущего места. Чем вас привлекает работа в данной организации, в данной должности. На какую зарплату рассчитываете. В рассказе старайтесь подчеркнуть свои сильные стороны. Задавайте вопросы
Не торопитесь первым делом спрашивать о размере заработной платы. Этот вопрос лучше задать позднее. Начните с нейтральных вопросов, например: «Сколько лет существует предприятие? Какое количество персонала работает? Какие традиции на предприятии?». Такие вопросы подчеркнут вашу искреннюю заинтересованность в делах предприятия. В целом же, главное — чувствовать себя уверенно и естественно.